Главная Регистрация Вход
 
Воскресенье, 25.06.2017, 10:09
   
 
Поиск:
 
Приветствую Вас, Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Облако тегов
Главная » 2014 » Февраль » 23 » 12 лет рабства против Джанго Освобождённый - рецензия от voronine
01:18
12 лет рабства против Джанго Освобождённый - рецензия от voronine
- Два лика, два раба -
(мысли в запись от переводчика)

     Молодой парень, сидящий напротив меня в коридоре литейного завода перед дверью отдела кадров, не скрывал своей ненависти по отношению к директору предприятия. Мы оба увольнялись и оббегивали последние инстанции для получения нужных отметок в трудовой книжке. На дворе стоял 1998-й год, нам обоим давно не платили зарплату, и поэтому увольнение казалось для нас тогда единственным логичным решением, и это нас на тот момент объединяло: меня, работника ИТР, и его, простого рабочего. Я помню, что мой случайный собеседник был довольно крепким, рослым парнем, способным, как мне показалось, заработать на хлеб и прокормить свою семью. Я так и не узнал его имени, но на всю жизнь запомнил его слова, которые он высказал, перед тем как меня пригласили в кабинет отдела кадров. Разговор в конце зашёл о том, куда податься простому работяге после работы на полугосударственном градообразующем заводе. "Ты думаешь, я хочу работать у частников?” – сотрясал воздух мой новый знакомый, горя негодующим взглядом. – "Да они ведь относятся к нам, как к рабам!” На мой вопрос, как, по его мнению, к нему относились начальники завода, откуда он сейчас увольнялся, он ответил: "А эти – как к скотам”.

     С тех пор, когда тема рабства, так или иначе, заставляет меня вновь задуматься о причинах узаконенной власти одного человека над другим, я всегда вспоминаю полутёмный коридор старого литейного завода с жёсткими стульями вдоль стены и отчаянное лицо сильного парня, который честно хотел бы работать на своего хозяина, если бы тот относился к нему по-человечески. Но он не был рабом в классическом пониманием этого слова, его тело и судьба не принадлежали ни бездушному заводу, ни его принципалам. Он оказался заложником ставшего нормой бесчеловечного отношения со стороны тех, кто был на тот момент учёнее и образованнее его. Получается, остаточное явление рабства, зависимость одного человека от другого, никуда не делось, несмотря на парламентские баталии президента Дж. Вашингтона в Америке и ратование за отмену крепостного права убиенного императора Александра II-го в России. Каждый человек даже в наш цивилизованный век по себе знает, что от свободы до несвободы лишь один шаг. Что же творилось с нашими предками, когда право владеть людьми было разрешено на законодательном уровне… Историй множество. Но я остановлюсь на двух киноисториях о рабстве, которые я увидел и принял близко к сердцу в прошлом году и в нынешнем.

     Что может быть хуже торговли живыми людьми, когда разбивают семьи, когда у матерей отнимают детей, когда у детей воруют отцов? Работорговцев по канону принято считать самыми отвратительными существами на земле, однако не будь спроса, не было бы и торговли. Зачастую люди, покупающие рабов ничем не лучше тех, у кого они их покупают. Но весь ужас состоит в том, что все рабовладельцы в далёком прошлом считали, будто обладают правом иметь рабов и слуг, дарованным им Богом. Поразительно, как одно неправильно понятое слово в Писании смогло поставить с ног на голову такое понятие, как "Раб Божий” и по всему миру ввести в заблуждение целые поколения образованных людей с одной стороны, и обречь на боль и страдания людей менее образованных и более бесправных – с другой. И когда цивилизованное общество обнаружило эту непростительную ошибку, многие образованные его представители поспешили обвинить во всём не скудоумие отдельных проповедников, а весь священный текст целиком.

     Самые яркие примеры неверного, самооправдывающего прочтения Святого Писания рабовладельцами Запада взяли на себя смелость показать современные кинорежиссёры, среди которых в прошлом году отличился Квентин Тарантино с хулиганским и почти гениальным "Джанго Освобождённый”, а в этом году Стив МакКуин со своим превосходным во всех отношениях последним фильмом "12 лет рабства”. И если сравнивать эти два разных по тональности фильма, то следует вспомнить, какой превратно понятый текст Писания цитировал Тарантино, а какой МакКуин. В первом случае перед наказанием чернокожих рабов надсмотрщик цитирует Ветхий Завет, Книгу Бытия: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные…» И в течение всего фильма Джанго следует именно ветхозаветной заповеди: "Око за око, зуб за зуб”, мстя своим обидчикам и сея смерть мечом карающим. Эффектное поведение, но не вызывающее ни капли сочувствия к самому рабу и его жизненной трагедии!

     Но вот нам показывают фильм о 12 годах рабства другого несчастного человека, и перед его наказанием мерзкий рабовладелец цитирует уже Новый Завет, Евангелие от Луки: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много». Интересен тот факт, что жестокий рабовладелец в душераздирающем исполнении величайшего актёра Майкла Фассбендера читает своим рабам только 46-й стих, абсолютно игнорируя стих 45-й, который ему предшествует и, следовательно, не может читаться в отрыве от последующих. И как же метко опущенный им Стих описывает и осуждает всю жизнь этого падшего человека: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает… и подвергнет его одной участи с неверными».

     Но не только этим замечателен фильм "12 лет рабства” Стива МакКуина. Замечательно в нём то, как показано смирение главного героя, его непротивление и терпеливое ожидание чуда спасения, которое ему даруется свыше. Лицо раба, показанное МакКуином, невозможно забыть, невозможно не любить, от его выражения глаз невозможно не заплакать. Лицо раба, показанное Тарантино, сложно прочесть, им трудно восхититься, оно вызывает усмешку. Поэтому лично я рад, что ровно через год после поверхностного, ветхозаветного Джанго на большие экраны вышел более глубокомысленный и более христианский фильм "12 лет рабства”, в котором нет неожиданных и остроумных поворотов сюжета, как у его предшественника, но есть глубокие параллели между рабством Человека от греха и его Спасением. Никто не заслуживает того, чтобы попасть в рабство или в зависимость к другому человеку, никто этого не хочет и лишь немногие в этом видят испытание их веры в счастливый конец. Поэтому можно без преувеличения сказать, что на тему рабства Квентин Тарантино, хоть и снял всё искренно, но показал лишь спасение телесной оболочки раба, тогда как Стив МакКуин снял всё правильно и явил нам красоту спасения души человеческой. Мы не рабы и не скоты… Мы просто ещё не разучились чего-то ждать, надеяться и верить.

22 февраля 2014 г.
voronine

Просмотров: 1048 | Добавил: voronine | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все переводы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск